МБДОУ Д/С №14"Ромашка"

«Все профессии важны, все профессии нужны» - как средство гендерной социализации детей»

 Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важных задач нашего общества. Подготовка молодёжи к жизни, к участию в общественно – полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Причём основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включаться в производство, а формирование активной целеустремлённой личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к совершенствованию.

В последнее время утрачивается ценность труда для молодого подрастающего поколения. Признаком «успешности» человека молодёжь считает наличие денег, а то, что эти «деньги» должны зарабатываться в «поте лица», ими не осознаётся. В нашем современном открытом мире детей воспитывают многие абсолютно лишенные цензуры СМИ, герои фильмов, ток – шоу, сериалов, фантомы Интернета и стереотипы окружающего социума, где авторитетами и героями времени становятся представители семейств со сверх достатком. В лучшем случае – детскими кумирами становятся – юные успешные бизнесмены, которые «вдруг» нашли «золотую жилу», «случайно» попали в нужную колею.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.

В отечественной психолого – педагогической литературе есть немало исследований, посвященных проблеме ознакомления детей дошкольного и школьного возраста с трудом взрослых. Разработаны принципы ознакомления детей с общественной жизнью, с трудовой деятельностью людей, намечены пути усвоения определенного познавательного материала, конкретизировано содержание ознакомления с трудом взрослых, определены требования к качеству знаний детей о труде (Т.В. Ендовицкая, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, О.И. Соловьева, В.А. Фролова, В.И. Глотова и др.).

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно – ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов. Отражение новой тенденции – в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы полоролевых или гендерных отличий. Важно грамотно организовать знакомство детей с профессиями (мужскими и женскими), вызвать интерес; лучшее средство ознакомление – через игру. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Важно учитывать эти особенности при знакомстве детей с профессиями. А. Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

В перечне профессий, известных детям, выделено более 90 наименований. Каждый ребенок знает от 4 до 13 профессий. Бесспорно, это не означает, что о каждой названной профессии ребенок имеет исчерпывающие представления, однако такой широкий диапазон наименований убедительно демонстрирует огромную заинтересованность детей трудовой сферой человека (В.И. Глотова).

Более сложной задачей является вычленение результатов труда. Многие дети смешивают результат с процессом труда (полицейский – «задерживает нарушителей», врач – «лечит людей», воспитатель –  «воспитывает детей»). Самостоятельная дифференцировка этих компонентов структуры образа трудового процесса затруднена, особенно в тех профессиях, где результат не представлен наглядно. Общественную значимость результатов труда различных профессий дети дошкольного возраста понимают в основном правильно, знают, зачем нужна работа воспитателя и врача, шофера и строителя. Трудность представляют знания, которые нельзя сообщить непосредственно в жизненной ситуации. Наиболее популярными среди детей являются профессии системы «человек – техника», и в первую очередь водителя различных видов транспорта – легкового, грузового и т.д. Военные – летчик, танкист, ракетчик, вертолетчик, космонавт.

На втором месте профессии системы «человек – человек»: врач, воспитатель, няня, музыкальный руководитель, учитель, продавец, повар, медсестра, полицейский и др.

В представлениях детей о профессиях имеются существенные половые различия. Девочки отдают предпочтение профессиям системы «человек – человек». Мальчики в первую очередь называют профессии системы «человек – техника», а также целый ряд военных специальностей.

Таким образом, рассмотренные особенности детей дошкольного возраста служат основой для организации процесса по ознакомлению с трудом взрослых, его результатами и организации доступной детям трудовой деятельности, соответствующей их возрастным и индивидуальным возможностям.

13 ноября 2016 в 15:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.